Самое важное решение, которое должен принять любой, кто готовится предпринять высотную или удаленную альпинистскую экспедицию, в какой компании выбрать гида. И это не всегда простое решение.
Существуют сотни вариантов, которые варьируются от малобюджетных местных операций до комплексных экспедиций, организованных западными агентствами в любое место в основных точках мирового альпинизма.
Однако принятие правильного решения может стать решающим фактором между незабываемыми впечатлениями на вершине одной из самых высоких гор в мире или потенциально смертельной катастрофой.
Рольф Остра имеет 30-летний опыт работы гидом. Первые 15 из них он провел в качестве внештатного гида в семи самых известных в мире компаниях, предоставляющих услуги по организации приключений, и с тех пор стал соучредителем и главным гидом 360 экспедиций.
Рольф выделил некоторое время из своего плотного графика, чтобы объяснить важность правильного выбора руководства и четко предупредить о скрытых издержках малобюджетных операторов.
Каковы некоторые из характерных признаков того, что компания срезает углы с точки зрения безопасности и качества, для неопытных альпинистов, пытающихся выбрать, какую компанию нанять?
Наиболее очевидным признаком сокращения расходов является низкая объявленная цена. Чтобы провести безопасную и успешную экспедицию, компании необходимо инвестировать деньги. На каждом этапе моей профессиональной альпинистской карьеры я участвовал в спасательных операциях.
На Музтаг Ата мы спасли альпиниста, который сломал шею при падении в расщелину. На Аконкагуа мы нашли тело альпиниста, которого бросил гид. На Северном седле Эвереста мы пришли на помощь альпинисту, умирающему от отека мозга, у компании которого не было медикаментов.
На пике Мера мы организовали эвакуацию четырех сильно обмороженных альпинистов, чей гид увел свою команду далеко от проторенной тропы и у которого не было спутникового телефона, чтобы вызвать вертолет для эвакуации его раненых клиентов. Чем больше я вспоминаю, тем более впечатляющим становится список.
Общим знаменателем этих спасательных операций было то, что пострадавшие альпинисты решили подняться с компанией, предлагающей самые низкие цены.
Компании, которые не инвестировали в дорогостоящее спасательное или коммуникационное оборудование. Компании, которые сэкономили деньги, не покупая дорогостоящие специализированные лекарства, необходимые для оказания неотложной медицинской помощи в условиях дикой природы. Компании, которые нанимали совершенно неопытных и неквалифицированных людей, чтобы вести свои команды в самые враждебные условия, какие только можно найти на Земле.
Конечно, в горах случаются плохие вещи, такова природа зверя, но дыры в системе безопасности значительно меньше для тех компаний, которые инвестируют в безопасность и благополучие своих клиентов, компаний, чьи ценники также значительно выше.
Экспедиции с соотношением клиентов и гидов 6: 1 дешевле, чем экспедиции с более низким соотношением, так зачем альпинистам тратить дополнительные деньги на большее количество гидов?
Независимо от вашего предыдущего опыта или часов обучения, которые вы потратили, ваши товарищи по команде, скорее всего, определят исход вашей экспедиции.
Подготовило ли их резюме толщиной с бумагу к суровым испытаниям при подъеме на высоту 8000 метров (26 200 футов)? Требует ли их недостаточной физической подготовки, подготовки и видения, чтобы их спасли или бросили на горе? Придется ли вам отказаться от своей мечты о покорении вершины из-за того, что экспедиция, к которой вы присоединились, экономит деньги, обеспечивая едва адекватное соотношение количества гидов и клиентов, которое может работать нормально, когда светит солнце, но имеет серьезные побочные эффекты, когда даже незначительные вещи идут не так (как это происходит сделать в горах)?
У моего друга, который был в экспедиции на Денали, была именно такая проблема. Изначально на вершину направлялась команда из 12 человек с двумя гидами. Затем одному участнику, который не тренировался и был не в своей тарелке на горе, пришлось спускаться обратно с гидом. Это оставило их с соотношением 11 к 1, которое организаторы экспедиции сочли опасным, поэтому они отменили экспедицию.
Именно это развитие в бизнесе экспедиционных восхождений беспокоит меня больше всего. Малобюджетные компании предлагают лучшие предложения не только потому, что они дают своим альпинистам мало комфорта или безопасности, платят своим неопытным сотрудникам минимальную заработную плату и используют местные экономические трудности для заключения своих сделок, но и потому, что они задают мало вопросов тем, кто проявляет интерес к их экспедициям. «Плати свои деньги и рискуй» никогда не звучало так ясно.
В чем разница между наймом агентства с гидами, сертифицированными UIAGM, и местной организацией, в штате которой может не быть сертифицированных гидов?
Все больше молодых шерпа получают квалификацию гида. Это ставит их в равные условия с западными гидами. Тем не менее, наиболее существенным отличием является то, что большинство элитного сообщества шерпов не заинтересованы в создании собственной экспедиционной компании.
Прежде всего, стоимость этого является непомерно высокой, а конкуренция слишком жесткой. Во-вторых, то, что каждый шерпа считает самой важной причиной выполнения своей опасной работы – обеспечение лучшего будущего для своих детей, – легче достичь, когда у них есть регулярная хорошо оплачиваемая работа в иностранной компании.
В стране, где среднемесячная заработная плата составляет около 500 долларов, стоит рассмотреть гарантированный контракт на сумму более 15 000 долларов на двухмесячную экспедицию.
С самого начала гималайского альпинизма шерпа понимали, что их неоценимый вклад в успех экспедиции принесет пользу всем, если они объединят свои невероятные таланты в горах с финансовой поддержкой иностранной компании. Это обеспечивает доступ к качественному альпинистскому материалу, оборудованию для обеспечения безопасности и связи, планированию логистики и медицине.
Еще одна выгода для альпиниста-шерпа в установлении рабочих отношений с иностранной альпинистской компанией проистекает из характера самой работы. Восхождение в горы формирует прочные связи между людьми. Узы, которые приводят к нерушимой дружбе, заключаются в том, чтобы помогать друг другу в непрерывном обучении, повышении квалификации и заботе о благополучии семей и будущем друг друга, что естественным образом вытекает из времени, проведенного вместе в горах.
Многие альпинисты могут подумать, что тратить значительно меньше, чтобы их вели гиды, выросшие в Гималаях, — очевидный выбор. Какую часть картины они упускают из виду с этой точки зрения?
Местные жители, которые открывают свой собственный бизнес, чаще всего не имеют практического опыта руководства или руководства экспедициями; это бизнесмены из городов, основной мотивацией которых является получение туристических долларов, и, чтобы оставаться конкурентоспособными, они мало вкладывают в создание безопасных условий для своих клиентов или своих экипажей.
Кроме того, поскольку лучшие гиды, родившиеся в Гималаях, уже работают в иностранных компаниях, квалифицированных или опытных местных гидов там немного. Местные “гиды”, которых они нанимают, как правило, не имеют соответствующего опыта руководства и квалификации. Это просто местные жители из деревень, через которые проходит экспедиция.
Многие из более чем 1200 туристических агентств в Катманду, через которые вы можете забронировать экспедицию, используют самый дешевый вариант из возможных. Когда что-то идет не так, отсутствие квалифицированных, опытных местных гидов очень быстро приводит к катастрофе.
Несколько лет назад на Эвересте произошел несчастный случай со смертельным исходом, когда кухонного работника вытащили из кухонной палатки, чтобы дополнить соотношение цены и качества, объявленное местной компанией для их подъема на вершину.
Очень скоро после того, как их команда покинула лагерь 4, все пошло наперекосяк, и клиент заболел, но не захотел уходить. Во-первых, этот наспех окрестленный “гид” не говорил по-английски, поэтому общение было невозможно. Как выяснилось позже, он понимал, что его клиент болен, но не хотел отказывать ему, поскольку его клиент был очень настойчив в продолжении. Даже если бы ему удалось переубедить своего клиента, у него не было технических навыков или медицинских знаний, чтобы справиться с ситуацией, которая быстро ухудшилась и закончилась тем, что его клиент умер и был брошен на горе.
Еще один отличный пример этого произошел со мной на пике Мера в 2017 году. Мы наткнулись на потерявшего сознание подростка-носильщика, которого местная компания наняла в качестве гида, чтобы доставить людей на вершину.
Наша команда наслаждалась успешной экспедицией в отличных условиях и была в восторге, когда они достигли вершины. Не очень-то обрадовался бедно одетый подросток, которого мы нашли лежащим без сознания в снегу во время спуска.
Одетый только в тонкую флисовую куртку, дождевик, треккинговые брюки и кроссовки, этот мальчик показал первые признаки обморожения и серьезных проблем, связанных с высотой. То, что он делал там, наверху, стало вопросом будущего по сравнению с неотложной необходимостью доставить его вниз, в безопасность базового лагеря.
Моей команде альпинистов-шерпов и мне самому потребовалось 10 часов, чтобы доставить его на носилках в деревню Кхаре, где до нас мог добраться вертолет. Перед нашим прибытием я ввел ему два баллона кислорода, ввел ему соответствующее высотное лекарство, начал лечение от обморожения и поддерживал его в тепле и комфорте, насколько это было возможно во время спасательной операции.
После того, как вертолет забрал мальчика и эвакуировал его в Катманду, моей команде потребовалось еще три дня пешего похода, чтобы добраться до деревни Лукла, где был организован рейс, чтобы доставить нас в Катманду.
В ожидании самолета я встретился с отцом мальчика, который сказал мне, что мальчик жив, но, к сожалению, получил серьезные травмы в результате длительного пребывания в условиях -20 ° C (-4 ° F), с которыми мы столкнулись во время нашего подъема на вершину.
Далее выяснилось, что мальчик был нанят в качестве носильщика местной компанией, торгующей коробками. Чтобы получить конкурентное преимущество, они платили своим сотрудникам значительно ниже ставок, которые Профсоюз Портера счел справедливыми. Они не обеспечивали питание или проживание для своих экипажей во время работы. Они не предоставили соответствующую одежду или обувь и, в данном случае, использовали мальчика в качестве дополнительного на подъеме на вершину, поскольку квалифицированный альпинист-шерпа стоил слишком дорого.
Что еще более коварно, эта компания не предоставляла медицинскую страховку своим экипажам, и семья мальчика была в недоумении, где найти деньги, чтобы оплатить его дальнейшие медицинские нужды. (360 экспедиций оплатили все счета).
Какая разница в качестве и безопасности экспедиций на “более легкую” вершину для треккинга с опытным гидом по сравнению с новичком? Стоит ли разница в цене между ними?
Термин «треккинг пик» — колоссальное заблуждение. Каждый известный походный пик в Непале включает в себя восхождение на большую высоту, холодные условия, путешествие по леднику, пересечение трещин, сложный и крутой рельеф, скалолазание по фиксированной линии, а также опасность обрушения скал и льда. Нанимать неопытного гида, который не знает, как работать с этими параметрами, крайне рискованно.
Несколько лет назад на пике Мера я наткнулся на команду альпинистов из Соединенного Королевства, чей местный гид никогда раньше не выезжал за пределы Катманду и привел их заблудившимися на гору.
Каждая вторая команда поднималась на вершину в обычное четырех-шестичасовое окно по хорошо проторенному и простому пути. Но они заблудились, не достигли вершины и были застигнуты темнотой в чрезвычайно холодных условиях. В результате четверо из них получили чрезвычайно серьезные обморожения – один до такой степени, что ему пришлось ампутировать ноги.
Это пример того, как экономия денег при путешествии с неопытными гидами по таким горам, как пик Мера, может привести вас к очень неприятным последствиям! Когда мы столкнулись с ними, у компании, которую они наняли, не было ресурсов для их эвакуации: ни раций, ни спутниковых телефонов, ни опытных бригад, ни медикаментов, даже бинтов.
360 Expeditions вмешались и предоставили медицинский кислород, лечение от обморожения и соответствующие лекарства, в которых нуждались эти люди, и вызвали спасательный вертолет, чтобы вытащить их.
Эти люди бронировали билеты через британское агентство, которое продавало их зарубежные поездки очень дешево и не организовывало их. Вместо этого они передали их по субподряду очень плохо подготовленной местной компании, которая предложила им очень дешевую сделку.
В данном случае низкая цена, явно отображаемая на веб-сайте компании, несомненно, принесла с собой адский улов.
При оценке цен на экспедиции, насколько низкая цена слишком низкая? Я имею в виду, какой ценой вы жертвуете безопасностью и качеством, чтобы сэкономить деньги?
Покупая любой продукт, вы получаете то, за что платите. Иногда дешевое и веселое работает хорошо, но экономия на качестве может быстро привести к катастрофе при покупке альпинистского опыта. Старая поговорка о том, что нужно платить гроши, особенно опасна в альпинистском бизнесе.
Наибольшая ценность для потребителя достигается, когда иностранная компания работает с местной командой. Индивидуальные навыки и качества успешно сочетаются, чтобы сотворить волшебство для потребителя.
Удачное сочетание западной компании с местной командой позволит использовать выгодные предложения на местах с точки зрения размещения, перелета и местного транспорта. Они также нанимают опытных, квалифицированных местных бригад и справедливо относятся к ним.
Кроме того, западная компания понимает мышление и амбиции своих клиентов, поскольку опытные альпинисты создали лучшие компании.
Изучите имена людей, управляющих самыми дорогими приключенческими компаниями, и вы обнаружите, что у них есть одна общая черта: эти люди были там и сделали это. Каждый из них обладает впечатляющим приключенческим резюме и может умело пройти путь так же хорошо, как и поговорить.
Эти люди живут и дышат опытом восхождения на горы. Они понимают сложность и серьезность условий, в которых они работают, и что необходимо для достижения успеха там. Эти люди знают, что экономия на основных товарах может обойтись потребителю гораздо дороже, чем то, на что они рассчитывали.
Только лучшее обслуживание и удобства гарантируют вам реальные шансы на безопасную и успешную экспедицию. В случае восхождения в горы этого можно наилучшим образом достичь, объединив финансовые, материальные, опыт, квалификацию, физические и эмоциональные силы западной компании с местной командой.
Потенциальный клиент быстро поймет, в чем разница между компаниями, просмотрев список включенных / исключенных, рекламируемый на веб-сайтах. Если списка нет, должны зазвенеть тревожные звоночки.
Качество вашего обслуживания и степень вашей безопасности можно быстро определить, просмотрев список включений. Однако трудно назвать конкретную предельную цену. Чем больше тиков, тем выше ценность вашего опыта как для вас, так и для людей, создающих волшебство.
Местные сотрудники некоторых руководящих агентств, как правило, проигрывают в попытках компании сэкономить деньги (например, из-за недостаточного снабжения, отсутствия страховки, отсутствия медицинской поддержки). Помимо этики и морали ситуации, почему потенциальных альпинистов должно волновать, как компания относится к гидам, носильщикам и т. Д.? Какое влияние может оказать такое обращение на безопасность и успех экспедиции?
Я уже говорил о том, как местные компании экономят деньги и как это может повлиять на альпиниста и местные команды с точки зрения безопасности и возможности спасения, если что-то пойдет не так.
Поскольку обычно грузчиками работают (в основном) западные компании, которые предоставляют все необходимое для своих местных бригад, местные компании вынуждены искать бригады в сложной экономической ситуации.
В некоторых местах этим пользуются местные приключенческие компании. Помимо морали, на клиента напрямую влияет тот факт, что эти люди не помогают им ни в каком другом качестве, кроме как нести их сумки из пункта А в пункт Б.
У них нет причин сотрудничать с вами, они не обучены оказывать медицинскую помощь или помощь в эвакуации и, что более важно, поскольку они сами находятся в крайне неблагоприятном социальном положении, в экономическом и медицинском плане, они часто вообще с трудом выполняют свою работу.
Я видел, как многие такие экспедиции терпели неудачу из-за того, что носильщика, который был недостаточно экипирован для работы, которого не кормили и не размещали должным образом, пришлось эвакуировать. Для перевозки человека, страдающего от обморожения или тяжелой горной болезни, требуется по меньшей мере шесть человек. И поскольку ни один из них не застрахован местной компанией, эвакуация вертолетом невозможна. Если вы не хотите нести эти семь сумок самостоятельно, ваша экспедиция окончена!
Наконец, есть ли что-нибудь еще, что вы хотели бы добавить, что, по вашему мнению, важно знать альпинистам при исследовании и сравнении цен для экспедиционных компаний?
Я думаю, важно подумать о том, кто отправляется в дешевые экспедиции. Экспедиции в Гималаи без излишеств раньше были привлекательным вариантом для альпинистов, которым пришлось приложить немало усилий, чтобы добраться туда; альпинистов, которые постепенно поднимались на все более высокие горы и преодолевали маршруты все возрастающей сложности.
Для этого ныне исчезающего вида экспедиция без излишеств, предлагающая простые услуги базового лагеря, без поддержки шерпа или дополнительного кислорода, идеально соответствовала их личным амбициям. В конце концов, они были там, чтобы справиться с горой на ее собственных условиях.
Сегодня выгодные предложения в подвале привлекают альпинистов разных видов. Для нового поколения любовь к восхождениям в горы часто вторична по сравнению с тем, что может быть достигнуто с точки зрения социального положения и финансовой выгоды, если они достигнут вершины выдающейся горы, такой как Эверест.
Этих альпинистов привлекают малобюджетные компании, потому что они предлагают низкую цену, но во-вторых, потому что они задают мало вопросов о своем предыдущем опыте.
Как я упоминал ранее, эти люди будут вашими товарищами по команде, и эти люди напрямую повлияют на результат вашей экспедиции.