Борьба с терроризмом

Когда терроризм называли борьбой слабых с сильными, что отражало реалии периода возникновения терроризма. Современные террористические силы большие, террористы уже не ограничиваются «бросанием бомбы в ненавистного вельможу». Терроризм организованный, вооруженный по последнему слову техники, материально обеспеченный и эффективный. Террористы противопоставляют себя не отдельным лицам, но власти, обществу, народу и многим даже самым сильным государствам. В силу этого и борьба с ним aqniet.com приобрела особый государственный и международный характер.

Противодействие террористической деятельности в нашей стране ранее регулировалось Законом «О борьбе с терроризмом» (1998 г.), а в настоящее время — Федеральным законом «О противодействии терроризму», законодательством о правоохранительных органах, Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации (2009 г ) и другими нормативными актами.

Согласно ст. 2 Закона о противодействии терроризму противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

  • 1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
  • 2) законность;
  • 3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
  • 4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
  • 5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
  • 6) налаживание сотрудничества государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
  • 7) приоритет мер предупреждения терроризма;
  • 8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
  • 9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
  • 10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
  • 11) недопустимость политических уступок террористам;
  • 12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
  • 13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Эти принципы реализуются и в других странах. Однако в каждой стране свои особенности. Например, во Франции с террористами ведут борьбу подразделения БРИ (поиск и уничтожение), которым президент Франции предоставил исключительные полномочия при попытке покушения уничтожать террористов на месте.

Можно выделить некоторые универсальные принципы государственной политики по отношению к терроризму:

  • 1) принцип предупреждения террористических актов за счет правильно организованной оперативной деятельности, распознания их на стадии замысла, планирования и подготовки и срыва намеченных террористических действий;
  • 2) принцип минимальных уступок террористам — в ходе переговоров могут допускаться лишь частные, тактические уступки, позволяющие выиграть время, провести подготовительные мероприятия для проведения наиболее эффективной в сложившихся условиях операции;
  • 3) принцип минимизации жертв и ущерба в ходе антитеррористической операции;
  • 4) принцип неотвратимости наказания за террористическую деятельность.

Реализация этих принципов обеспечивает эффективность противодействия терроризму в рамках демократических и правовых процедур. В соответствии с прежним Законом субъектами борьбы с терроризмом: прокуратура РФ, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны, Министерство обороны, Федеральная пограничная служба, Государственный таможенный комитет, а также другие федеральные органы в пределах своей компетенции , перечень которых определялся Правительством РФ (например, Минатом, Минтранс и т.д.). Координацию деятельности субъектов осуществляла Федеральная антитеррористическая комиссия, контроль — Президент и Правительство РФ, а надзор за законностью борьбы с терроризмом — Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры. В рамках СНГ действовал Антитеррористический центр, а в мире — широкая антитеррористическая коалиция государств.

Согласно новому законодательству, все перечисленные субъекты противодействия терроризму и раньше осуществляющих антитеррористическую деятельность, но организационные основы противодействия значительно изменились.

Президент РФ: 1) определяет основные направления государственной политики в сфере противодействия терроризму; 2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом; 3) принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории РФ формирований Вооруженных Сил РФ и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Российской Федерации либо граждан РФ или лиц без гражданства, которые постоянно проживают в Российской Федерации.

Правительство РФ: 1) определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму;

2) организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма; 3) организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.

Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Кроме того, с целью обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию терроризму по решению Президента российской федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и других лиц.

Согласно Концепции противодействия терроризму в России координацию деятельности по противодействию терроризму, организацию планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также управление контртеррористическими операциями обеспечивают Национальный антитеррористический комитет, Федеральный оперативный штаб, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в субъектах РФ.

В Законе о противодействии терроризму подробно (ст. 6-10) раскрыто применение Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом. Они могут применяться для пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами; пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море РФ, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе РФ, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства; участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном этим Законом; пресечение международной террористической деятельности за пределами территории РФ.

Это важные законодательные меры, связанные с большой ответственностью, поэтому они детально прописаны в Законе. Вооруженные Силы РФ могут применять оружие и боевую технику в воздушной среде, во внутренних и территориальных водах, при проведении контртеррористической операции, при пресечении международной террористической деятельности за пределами территории РФ. Не менее детально и профессионально разработанный правовой режим контртеррористической операции: условия проведения, привлеченные силы и средства, руководство.

Предупреждение, пресечение терроризма и уголовно-правовая борьба с ним предполагают разработку и реализацию большого комплекса мер , устойчиво коррелируют с комплексом его причин и условий. В этот комплекс могут входить меры политического, идеологического, социального, экономического, организационного, правового, оперативного, информационного, психологического и воспитательного характера.

Устранение, минимизация или блокирование причин и условий, способствующих совершению террористических актов и других преступлений террористической направленности, является магистральным направлением предупреждения и пресечения террористической деятельности и борьбы с ней. Это требует постоянного мониторинга и системного изучения меняется причинной базы терроризма, которые должны основываться на ответственной оперативной, информационной, аналитической и прогностической работе. Сейчас проблема террористической опасности выходит на первый план, отодвигая на второй позиции военную опасность, которая менее актуальна в настоящее время. Не случайно в США при наличии мощных структур ФБР и ЦРУ в июне 2002 г было принято решение о создании нового «интеграционного» департамента внутренней безопасности с 35-миллиардным ($) бюджетом. Ведь при поступлении оперативной информации о возможных терактах в Вашингтоне и Нью-Йорке и соответствующей системной и профессиональной ее обработке можно было спрогнозировать атаки террористов и принять своевременные эффективные меры по их предупреждению. Однако этого не произошло, какие-то звенья системы безопасности не сработали, и информация не была должным образом разработана и использована.

Анализ системы предупреждения терроризма после известных сентябрьских событий в разных странах, особенно в США, Великобритании, Германии и России, показывает, что среди принимаемых мер пока доминируют силовые, военные и специальные разведывательные мероприятия. Практически не уделяется внимания вопросам изучения реальных причин и условий, способствующих возникновению и разрастанию терроризма, их устранению или минимизации. Не может не беспокоить и то, что принятые меры нередко нарушают фундаментальные права человека (массовые задержания и обыски, прослушивание телефонных разговоров, поощрение националистических и расовых тенденций, подозрительность и доносительство, ковровые бомбардировки и прочие насильно-военные действия). Многие противопоставляют личную безопасность прав человека, хотя эти проблемы взаимосвязаны.

Мир снова стоит перед дилеммой ювелирного решения важнейшей двуединой задачи — обеспечения эффективности правоохранительной деятельности и ее гуманности, результативной работы органов правоохранения и строжайшего соблюдения фундаментальных прав человека, нового соотношения свободы и необходимости, свободы и безопасности, свободы и социально-правового контроля. Массовые нарушения прав человека в процессе антитеррористических операций, нередко совершаемые без соответствующего правового обеспечения, способствуют лишь нагнетанию протеррорістіческіх настроений, что неоднократно подтверждалось в Чечне.

Терроризм считается наиболее опасной формой экстремизма. В России экстремизм, национализм и другие крайне радикальные течения (например, скинхеды) считаются предпосылками террористической деятельности. На первый взгляд, это кажется обоснованным. Однако это разные виды деяний, и их не следует путать. В нашей стране эта путаница имеет широкое распространение, в том числе и во властных структурах. Скорее всего, это кому-то выгодно. Исполнительной властью предпринимались попытки решить данную проблему, но они не находили необходимой поддержки в определенных слоях общества. Некоторые партии видят в этом стремление власти поставить оппозиционную деятельность под контроль. Однако как бы не воспринимались эти попытки, противодействие экстремистским течениям необходимо. Этой проблеме посвящена следующая глава Курса.