Несмотря на все возрастающую популярность и повсеместную распространенность электронных носителей, которые способны вместить в себе тысячи произведений литературы, интерес к бумажным книгам не проходит и не теряется. Это подтверждает и то, что Украина считается самой читающей страной в мире, по данным различных исследований.
Однако, тем, кто решит открыть книжный магазин, стоит быть готовыми к тому, что этот бизнес не приносит многомиллионной сверхприбыли, как правило, доходность такого бизнеса в среднем, выше среднего уровнях. В этот бизнес идут люди любят и увлечены книгами.
Одним из основных преимуществ книжного бизнеса является то, что товар (сами книги) не портится, не имеет срока годности, легко транспортируется и хранится. Недостаток книжного бизнеса в том, что книга – это не товар первой необходимости, к тому же она не нужна человеку из дня в день, это не продукты питания и одежду. Высокой рентабельности можно добиться путем большого оборота, что, учитывая вышесказанное, не так просто.
Заработать на высокой наценке тоже не представляется возможным, так как средняя надбавка над цене издателя составляет лишь 60%. Для того, чтобы действительно заработать на книжном бизнесе необходимо открывать или большой магазин или сеть крупных книжных магазинов.
Особенно выгодным представляется организация сети маленьких книжных магазинчиков. Ассортимент таких магазинов нужно ставить в зависимость от места. Например, если поблизости школа, то целесообразным будет продавать учебные материалы и школьную литературу, различные канцтовары.
Такая специализация как maksim-gorky.ru на определенном сегменте позволяет снизить расходы, ведь отсортировать товар на складе, бухгалтер остается один и тот же. В статью расходов попадает только арендная плата и зарплата продавцам.
Необходимо для открытия книжного магазина
Для того, чтобы открыть книжный магазин нужно по сути тоже самое, что и для любого другого магазина: склад, торговое помещение, персонал, товар, рабочая система учета. Для работы в маленьком книжном магазине нужны только продавец (который может соответствовать также и за кассу), бухгалтер и товаровед. Если речь идет о сети, то бухгалтер и товаровед могут быть едиными для всех магазинов.
Одним из наиболее важных факторов рентабельности книжного магазина является наличие в ассортименте как минимум 15 тысяч различных наименований. Для того, чтобы этого достичь необходимо иметь налаженную связь с издательствами. В свою очередь издательства не требуют предварительной оплаты, а отдают сразу книги на реализацию.
Как было сказано выше, для работы книжного магазина важно иметь налаженную систему учета. На первых этапах можно использовать 1С «Торговля и склад». Что же касается специальной программы для мониторинга перемещения товара со складов и закупок, то программу придется заказывать у программистов.
Как привлечь покупателей
Для того, чтобы выжить в конкурентной борьбе за покупателя, необходимо идти на различные ухищрения. Одним из хороших методов является создание отдела или отдельной витрины, посвященной книгообмена. Это означает, что любой посетитель может принести из дома уже прочитанную книгу и оставить ее там, зато приобрести с небольшой доплатой какую-то другую книгу, которая поступила к магазину этим же путем. Таким образом, можно несколько раз реализовать одну и ту же книгу, получив с нее прибыль.
Существует так же прием «книга напрокат». Это означает, что внеся залог в размере стоимости книги и небольшой процент, покупатель может взять ее почитать на определенный срок. При возврате книги ему вернут залог.
Другой вариант книгообмена – отдел «книга напрокат». Покупатель берет книгу не на совсем, а в библиотеке – почитать. При этом он вносит в виде залога полную стоимость книги, плюс какой-то процент за пользование. Книга дается на определенный срок, запись об этом вносится в специальный журнал. Когда книгу приносят обратно вовремя, то ее стоимость возвращается покупателю.
Если срок истек – берется дополнительная плата, пропорциональная времени задержки. Клиент может, при желании, вообще оставить книгу себе, и она будет считаться проданной, если ее не вернули, например, через неделю. Целесообразным будет организовать услугу по предварительному заказу той или иной книги. Для этого можно организовать электронную систему заказа и оповещение клиентов.
Клиентуру книжного магазина составляют, как правило, те, кто живет и работает в прилегающих районах. Поэтому ориентироваться при выборе ассортимента стоит на них. Учитывайте близость спортивных комплексов, школ, университетов, театров и т. д. В магазине можно продавать наряду с обычными книжными изданиями, эксклюзивные букинистические книги. Наладить подобную практику можно заключив договор с одной из районных библиотек.
Учитывая современную реальность, повысить прибыль магазина поможет открытие интернет-сайта с функцией виртуальной покупки. Там можно будет приобрести не только бумажную книгу, но и ее электронную версию, музыкальные диски, фильмы, аудиокниги.
Психологи отмечают, что после выхода в прокат удачно экранизированного книжного романа, его бумажный прародитель начинает пользоваться невероятным спросом. Поэтому необходимо постоянно следить за новинками кинематографа. Покупатели при этом отдают предпочтение дешевым изданием, а самым дорогим – в хорошем твердом переплете, с красочными иллюстрациями.
В магазине можно проводить встречи с писателями, собрания книжных клубов, автографсессии. Покупателей привлекает также система скидок, особые распродажи, подарки и конкурсы.
Действительно заработать на книжном магазине довольно сложно. Но если учесть все тонкости и нюансы ведения этого бизнеса, то можно добиться стабильного заработка. Правда, срок окупаемости составит два, а то и три года. Так что придется запастись терпением.