Несмотря на то, что наше понимание изучения языков постоянно развивается, существует множество устойчивых мифов о том, что дети намного лучше овладевают ими, что лишает других возможности принять вызов. Но правда в том, что каждый может – и должен – изучать новый язык, независимо от своего возраста. Вот почему.
Как мы учимся
Изучение языка — важнейшая функция мозга, которая позволяет нам осмысливать наш мир. Не знакомясь с языком в раннем детстве, мы растем с очень ограниченными способностями ориентироваться в нем. Истории брошенных детей трагически продемонстрировали важность раннего знакомства и цену, которую мы платим, если нас лишают языков в первые годы.
Но младенцы, на самом деле, запрограммированы слушать языки, которые они слышат, и имитировать их еще до рождения, и исследования показали, что даже без слов младенцы плачут и общаются «с акцентом». Способность говорить на их родном языке строится на этом глубоком фундаменте – и их способность выражать себя развивается удивительно быстрыми темпами в первые годы жизни.
Дети приобретают языковые навыки с помощью процесса, который ученые называют ‘неявным обучением’: впитывание и подражание тому, что они слышат. Они просто сосредоточены на приобретении средств для передачи того, что они хотят, наиболее эффективным из возможных способов.
Они не думают об изучении языка – они просто делают это.
Почему мы учимся
Детей также настраивают на быстрое изучение языка, чтобы выжить и преуспеть – как дома, так и в более широком социальном окружении. Хотя они могут получать инструкции на языке, который они используют, они остаются фундаментально неструктурированными учащимися, погруженными в язык и обучающимися посредством непрерывного, беспорядочного процесса проб и ошибок.
Дети-билингвы или многоязычники могут без особых усилий ориентироваться на нескольких языках, что подготавливает их (и их мозг!) к множеству преимуществ на всю жизнь.
Но когда дело доходит до языков, изучение на самом деле никогда не заканчивается, и во многих отношениях наше стремление расширить наши лингвистические горизонты только возрастает с возрастом.
Когда дело доходит до нашего родного языка, мы, по сути, прирожденные ученики на протяжении всей жизни. Одно из крупнейших исследований изучения языка, когда-либо проводившихся недавно, пришло к выводу, что даже на то, чтобы овладеть им, может потребоваться до 30 лет. И на протяжении всей нашей жизни мы добавляем слова, изучаем новые выражения и перенимаем новый сленг; мы развиваемся вместе с языком, с которым родились, развивая в процессе более сложную и утонченную способность к самовыражению.
Во все более взаимосвязанном мире нас также подталкивают к изучению новых языков, чтобы участвовать в глобальных дискуссиях, пользоваться глобальными СМИ, торговать или работать на международном уровне и развивать отношения и дружбу, которые пересекают границы. Не изучая глобальный язык, такой, например, как английский или испанский, мы можем чувствовать себя отрезанными от мира в самом буквальном смысле.
Итак, почему – несмотря на наше врожденное желание и потребность расширять наши лингвистические горизонты – мы так часто не решаемся принять вызов?
Выбраться из наших голов – в мир
Часто можно услышать, как взрослые, даже молодые, говорят, что они просто слишком взрослые, чтобы изучать новый язык, и что это просто слишком сложно. И многие – хотя они, возможно, и не хотят этого признавать – колеблются, потому что им некомфортно совершать ошибки на глазах у других.
Но действительно ли с возрастом изучать новый язык становится все труднее?
Хотя недавнее крупное исследование, проведенное в Массачусетском технологическом институте, показало, что некоторые аспекты беглости связаны с воздействием в детстве – например, идеальное усвоение определенных правил английской грамматики, – на самом деле существует мало доказательств того, что подростки и взрослые менее эффективны в изучении языков, чем дети младшего возраста, особенно если целью не является свободное владение языком на уровне носителя языка.
Некоторые исследования, в том числе исследование двуязычных носителей каталонско-испанского языка, изучающих английский, даже показали, что взрослые учатся быстрее чем дети.
Наши обширные исследования также показывают, что взрослые – даже новички – могут быстро прогрессировать, особенно если они учатся с погружением. Джошуа Хартшорн, доцент кафедры психологии Бостонского колледжа и ведущий автор исследования MIT, подтверждает это, утверждая, что “Я бы учился в условиях погружения. Погружение оказывает огромное влияние на наши данные – значительное даже по сравнению с довольно большими различиями в возрасте.
Погружение работает, потому что оно делает обучение естественным, необходимым, непрерывным и увлекательным.
Но есть дополнительное преимущество, которым обладают взрослые учащиеся: структурированный подход к самому обучению.
В поисках структуры
В школе мы выясняем, что подходит нам как учащимся. В то время как некоторые из нас учатся на слух, другим нужно что-то записывать и запоминать правила и формулы. К тому времени, когда мы становимся молодыми взрослыми, мы уже знаем, как нужно учиться.
Этот более структурированный подход очень ценен при изучении нового языка именно потому, что языки очень структурированы по своей природе.
Объем внимания также имеет значение. Чем больше структуры, тем больше внимания уделяется тому, чего у детей просто нет; способность, которую Антонелла Сорасе, профессор лингвистики развития и директор Центра по вопросам двуязычия при Эдинбургском университете, называет «явным обучением» в отличие от более скрытого способа обучения детей.