Франчайзинг в системе товародвижения

Основой современных международных экономических отношений является внешнеэкономическая деятельность субъектов основной хозяйственно-предпринимательской звена — фирм, предприятий, корпораций, объединений. Это связано с функциональной ролью хозяйственных организаций на мировых рынках, где они, создавая спрос и предложение, выступают неотъемлемым элементом конкурентной среды, определяют его ценовые параметры и составляют большую часть международного обмена.

Совместное предпринимательство — это одна из форм реализации противоречивого процесса интернационализации и транснационализации производства и обращения. Объективная потребность в нем возникла сравнительно давно. Относительно нашей страны, то отсутствие длительный период в ее экономике совместного предпринимательства можно объяснить тем, что оно попало в разряд так называемых пропущенных экономических форм.

Одна из форм совместного предпринимательства — лицензирование. Лицензионные операции предусматривают передачу права использовать какое-либо изобретение, технологию или ноу-хау, принадлежащих лицензиару, покупателю лицензии (лицензиату) на некоторый срок при определенной схеме вознаграждения.

Сейчас распространены две основные формы лицензионных операций на рынке — непосредственно лицензионные соглашения и франчайзинг.

Лицензия дает лицензиату право производить и продавать товар с торговой маркой известной фирмы. Часто лицензия контролирует затраты на производство и маркетинг продукта и оказывается единственным способом проникновения на рынок страны с жесткой протекционистской политикой.

Франчайзинг — это форма лицензирования, согласно которой dictionaries.rin.ru одна фирма (франчайзер) за определенную плату передает другой (франчайзи) франшизу, то есть право на пользование пакетом услуг.

Франчайзинг сочетает элементы лицензионного соглашения и дистрибьюторского договора, связанного с исключительным правом реализации товаров и услуг на договорной территории.

Название его происходит от французского слова «franchise», что означает льготу, привилегию. Главное преимущество, необходимая начинающему в бизнесе, — это возможность использовать уже отработанные технологии, которые себя оправдали, известную и популярную торговую марку, учиться и получать нужные консультации.

Франчайзинг является очень перспективной формой выхода на рынок. Распространены два типа франчайзинга: франчайзинг изделия и франчайзинг торговой названия компании (например, компания «Coca-Cola» продает независимым заводам безалкогольных напитков свой особый сироп вместе с правом использования торговой марки и фирменного названия компании) и бизнес-франчайзинг. когда пакет франчайзинга, кроме продукции и фирменного названия, содержит методы работы и контроля над качеством.

Франчайзером может быть производитель определенных товаров или услуг, оптовый или розничный торговец, а также лицо, которое не является производителем или торговцем, но обладает ценной коммерческой информацией или предоставляет определенный вид услуг.

Франчайзи — это лицо, которое покупает право на ведение бизнеса (франшизу) под именем или торговой маркой франчайзера и, таким образом, создает перспективные предприятия.

Проанализируем источники получения дохода франчайзера. К ним относятся:

  • а) начальные франчайзинговые сборы. Новые франчайзи платят франчайзерам начальные сборы для покрытия расходов на размещение торговой точки, обучение, изготовление систем операционного контроля;
  • б) роялти. Устанавливается определенный размер роялти или комиссионных для франчайзи, плата рассчитывается согласно общей величины объема продаж франчайзи;
  • в) сбор на рекламу. Франчайзер должен заниматься рекламной деятельностью для повышения популярности своих франчайзи. Средства на рекламу собирают с франчайзи в виде рекламных сборов;
  • г) лицензионный сбор. Франчайзи платит за использование и представление торговой марки оператора. Лицензионный сбор чаще платят промышленные франчайзи, когда местный производитель получает лицензию на использование определенного изобретения или процесса;
  • д) административный сбор. В отдельных случаях с франчайзи взимается плата за консультационные услуги, которые они получают от франчайзера (за помощь в составлении отчетов для руководства, за учебу и тому подобное);
  • е) продажа продукции. Некоторые франчайзеры выполняют роль оптовых покупателей, когда поставляют сырье и готовую продукцию. Иногда франчайзинговая компания продает оборудование, необходимое фирме-франчайзи;

есть) плата за аренду и прокат. Франчайзер часто сдает в аренду сооружения, оборудование и аппаратуру, которая используется в торговых точках. Таким образом, в некоторых франчайзинговых контрактах имеется условие, согласно которому уточняются случаи повышения арендных платежей в соответствии с ростом объема продаж франчайзи.

Рассмотрим основные варианты организации франчайзинга. Распространены несколько вариантов классического франчайзинга. Чаще всего используются:

  • o субфранчайзинг;
  • o региональный франчайзинг;
  • o франчайзинг, развивающийся.

В бизнес-практике франчайзинг принимает различные формы согласно следующих критериев:

  • 1) профиля экономической деятельности;
  • 2) уровня посредничества;
  • 3) степени участия партнера в уставном капитале.

В зависимости от профиля экономической деятельности определяют:

  • а) Производственный (промышленный) франчайзинг. Договор промышленного франчайзинга касается производства товаров. Франчайзи, используя лицензию, имеет право производить товары под маркой франчайзера и при его поддержке. Итак, франчайзер имеет возможность продвигать свои товары и марки без значительных дополнительных инвестиций. Он предоставляет управленческие консультации, техническую и коммерческую поддержку, осуществляет обучение персонала, внедряет ноу-хау, имеет право на использование торговой марки и другие права на интеллектуальную собственность, решает проблемы, связанные с рекламой.
  • б) Франчайзинг распределения. В этом случае франчайзер является либо производителем, либо оптовиком, который реализует товары под своей маркой через франчайзинговую сеть.
  • в) Франчайзинг услуг. Франчайзинг в сфере услуг заключается в том, что франчайзер, который руководствуется специфическим методом или практикой предоставления услуг, обязывает франчайзи использовать эти же методы или практику в оказании таких же услуг.

В зависимости от уровней посредничества определяют:

  • а) Прямой франчайзинг (традиционная форма франчайзинга). Его суть заключается в том, что франчайзер сотрудничает напрямую со всеми франчайзи, действующими на различных территориях и относящихся к его сети.
  • б) Мастер-франчайзинг. Особенность заключается в том, что франчайзер заключает договор мастер-франчайзинга (базовый договор) с підфранчайзі на определенной территории, который также заключает договоры со многими франчайзи на соответствующей территории.

По степени участия партнера в уставном капитале определяют:

  • а) Франчайзі как основатель. В классическом виде франчайзинг не допускает участия франчайзера в уставном капитале. Таким образом, учредителями являются физические или юридические лица, которые представляют франчайзи.
  • б) Совместное владение. В практике ведения бизнеса возникают такие условия, когда предпочтение отдается совместному участию партнеров в создании предприятия-франчайзи.

Система франчайзинга — это пример наивысшей степени защиты от рыночного провала. В условиях контрактов, которые заключают стороны, определены границы рыночного пространства, установлены графики, введено ограничение, составлены программы, а также принято обязательство, что дают возможность конечному потребителю получать преимущества от совместных действий фрачайзера и франчайзи. Франчайзинговая система обеспечивает движение важной информации о рынке между франчайзерами и франчайзи, благодаря чему предпочтения потребителей, а также цель совершения покупок могут быстрее отражаться на планировании производства и маркетинговой деятельности.

Основными видами франчайзинговых систем являются:

  • 1. Операционный франчайзинг. Его суть заключается в том, что определенный неограниченный в своих действиях франчайзи управляет работой собственного предприятия на условиях франчайзингового соглашения и непосредственно взаимодействует или с головной организацией или с территориальной структурой, которая осуществляет франчайзинг.
  • 2. Территориальный франчайзинг. Его суть заключается в привилегиях, которые предоставляет франчайзинговая система, которые распространены на определенной территории; владелец франшизы отвечает за создание и подготовку на определенной территории отдельных франчайзи и получает вознаграждение от продаж.
  • 3. Мобильный франчайзинг. Особенность этого вида франчайзинга в том, что фирма-франчайзи распространяет свой товар с помощью собственного передвижного транспортного средства или арендованного у франчайзера.
  • 4. Совместное владение. Франчайзер и франчайзи осуществляют совместные инвестиции и распределяют между собой полученную прибыль.
  • 5. Дистрибьюторство. Фирма-франчайзи получает право собственности на различные товары и продает их субфранчайзи, который также работает по франчайзинговому договору. Такой дистрибьютор имеет исключительное право на деятельность в определенном географическом регионе.
  • 6. Обслуживание. Франчайзер описывает различные модели, которые дают возможность франчайзи профессионально оказывать услуги, например, услуги агентов по трудоустройству.
  • 7. Аренда. Франчайзер сдает в аренду франчайзи землю, сооружения и оборудование. Аренда — это один из пунктов заключенного договора.
  • 8. Производство. Франчайзер масс право на производство собственного товара с использованием соответствующих материалов и технологий. Франчайзи распространяют товар, используя при этом методы, которые применяет франчайзер.

Каждый из вищеподаних вариантов организации франчайзинговой деятельности предусматривает передачи франчайзингового пакета — комплекса прав и обязанностей, которые продает франчайзер.

Пакет франчайзинга включает:

  • а) полную концепцию бизнеса, ее характеристика и детальное объяснение;
  • б) торговую марку, логотипы, патенты;
  • в) исключительное право на ведение операции на определенной территории;
  • г) образцы дизайна для оформления помещений, транспорта, а также образцы одежды персонала;
  • д) систему учета и отчетности;
  • е) рекламную, маркетинговую и PR — поддержку;

есть) систему подготовки и обучения кадров, консультационные услуги для открытия бизнеса;

  • ж) гарантию поддержки и консультирование после открытия бизнеса;
  • с) подробный контракт.

Для приобретения этого пакета будущий франчайзи осуществляет первоначальный платеж за франшизу и дальше продолжает вносить платежи за пользование франшизой или роялти.

Проанализируем преимущества франчайзинга как системы ведения бизнеса.

Ориентация франчайзинга на успех для его участников — это то, что отличает его от других концепций бизнеса. Отличительной особенностью франшизы является не продукт или услуга сами собой, а качество всей франчайзинговой системы, которая позволяет осуществлять успешный бизнес, даже если он незначительных размеров, и способствует его развитию.

Используя франчайзинг, франчайзер стремится получить выгоды от быстрого расширения объемов своего бизнеса. Чтобы обеспечить успех франчайзинговой системы, важно предоставить франчайзи стандартизированную систему отчетности и разрешить исполнение деловых операций, а также сохранить контроль над оформлением торговой точки, местом оказания услуг, оборудованием и поставками.

Франчайзинг сочетает в себе преимущества, характерные для малых предприятий, с одной стороны, и крупных компаний -с другой. Главное преимущество франчайзинга заключается в том, что он связан с меньшим количеством рисков, чем открытие нового предприятия. Проанализировав все «за» и «против» франчайзинга как с точки зрения франчайзера, так и с точки зрения покупателя франшизы, поймем, что в целом ведения дел, как в каждом бизнесе, связано с различными видами рисков. В основном риски зависят от типа отношений, возникающих между франчайзером и франчайзи, поскольку франчайзинг — это сложная форма партнерства, что дает возможность установить сложные взаимоотношения между сторонами-участниками.

Определим преимущества и недостатки франчайзинга для франчайзера.

Главное преимущество франчайзинга для франчайзера, как уже отмечалось, есть возможность значительного расширения сбыта своей продукции или услуг без привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Главную опасность для франчайзера составляют взаимоотношения с франчайзи. Последний может стремиться к независимости от франчайзера: предприятие франчайзи успешно функционирует, бизнес рентабельный, он изучил рынок и своего потребителя. Зачем платить франчайзинговые сборы франчайзерові? Таким образом, именно от умения франчайзера вести переговоры зависит урегулирование подобных проблем или их предупреждения.

Проанализируем преимущества и недостатки франчайзинга для франчайзи.

Одним из главных преимуществ франчайзинга для франчайзи является возможность значительного снижения уровня риска убыточности или неплатежеспособности раньше, чем он будет иметь возможность уверенно осуществлять и развивать свою предпринимательскую деятельность. Уменьшить риск убыточности можно путем использования испытанных и зарекомендовавших себя методов ведения предпринимательской деятельности. Присоединившись к франчайзинговой сети, франчайзи имеет большое преимущество от получения различных услуг, которые предоставляет франчайзер, в частности, постоянное консультирование, проведения анализа продаж. Опытный франчайзер заметит возникновения финансовых проблем, предоставит франчайзи рекомендации по преодолению трудностей и предупреждению возникновения подобных проблем в дальнейшем.