Виды и функции СМИ

Виды средств массовой информации (СМИ)

Средства массовой информации — это институты и формы публичного и открытого распространения информации для широкого круга пользователей, осуществляется с помощью технических средств. СМИ составляют сложную систему, выделяют две главные их типы: печатные (пресса) электронные (радиовещания, телевидения, кинопродукция, аудиопродукция). Современные СМИ, такие как Новости Ачинска, представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам-Это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве). Отличительные черты СМИ — это публичность, т. е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный количественный состав аудитории, меняется в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье. Понятие «средства массовой информации» не следует отождествлять с понятием «средства массовой коммуникации» (СМК). Это не совсем верно, поскольку последнее понятие характеризует более широкий спектр массовых средств.

К СМК относятся кино, театр, цирк и т. др., все зрелищные представления, которые отличаются регулярностью в обращении к массовой аудитории, а также такие технические средства массовой коммуникации, как телефон, телеграф, телетайп и т. др. Собственно журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации — прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника). Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ: пресса, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов — отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая подсистема выполняет соответственно функции журналистики на основе определенных специфических особенностей. Пресса (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) получила особое место в системе СМИ.

Продукция, вышедшая из-под печатного станка, несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других зображально-графических форм, которые читатель-зритель воспринимает без помощи каких-либо дополнительных средств (для получения радиотелевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т. др.). Печатные издания легко иметь «при себе» и обращаться к «извлечению» информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т. др.). Функции СМИ Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности — важнейший момент ее теории.

Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, наконец, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом. Вообще, СМИ выполняет огромное количество функций в совершенно разных сферах. 1. Коммуникативная — функция общения, налаживания контакта. 2. Организаторская — в ней наиболее наглядно проявляется роль журналистики как «четвертой власти» в обществе. 3. Идеологическая (социально-ориентационная), связанная со стремлением осуществлять глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов. 4. Культурно-образовательная, которая заключается в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества и принимая участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека. 5. Рекламно-справочная, связанная с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т. д. и т. п.). 6. Рекреативная (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).